willtena

13.01
13:33

Открой личико, Гюльчетай =0)


Несмотря на легкомысленное оформление и плохое качество бумаги и печати… внезапно сама книга оказалась весьма дельной =0) Большого восторга от нее я не испытала, посему коротко о главном.АвторПлюсы: автор - исследователь, специалист по Азии и Африке, путешественник. Не журналист - и то хорошо =0) Автор-составитель, в меру талантливый компилятор.Минусы: автор - не ученый, не специалист в данной области (Турция и жизнь в гареме), его книга не самостоятельна, это просто научно-популярное изложение темы.СтильПлюсы: более-менее научно-исследовательский формат. Стиль, конечно, популистский, но в меру, как раз настолько, чтобы не скучно было читать, и без раздражающей эмоциональности и додумок автора.Минусы: закос в художественность иногда сбивает с толку - возникает закономерный вопрос - насколько делить все, сказанное автором? Насколько он перевирает факты?Структура и темыПлюсы: большой охват тем внутри главной темы - "султанский гарем в Турции". Половину книги составляет краткая история Турции, биографии султанов ("османская империя: время и люди") и, скажем прямо, без истории здесь никуда. Потом идет набор открыток (иначе эти коротенькие статейки на разные темы назвать не могу), сгруппированных в два раздела - о евнухах, т.е. обслуге гарема и о собственно насельницах султанского гарема (с биографиями). Отдельно идут главки о турецких банях, тайном языке женщин, немножко о таких явлениях как танцевальные ансамбмли лесбиянок (ченги) и геев (кочек), 6-7 исторических анекдотов, связанных с жизнью в гареме вообще и просто с сексуальной жизнью турок. В конце - подробное описание султанского дворца.Минусы: небрежное сырое редактирование, вся книга состоит из нарезки мелких статей, кое-как сляпанных по разделам, множество пространных цитат из разных источников запутывает окончательно, т.к. разрывают и без того краткие главки на мало связанные между собой куски текста. Логика структуры изо всех сил пыжится быть, но у нее это слабо получается - не выдерживается ни хронологический принцип повествования, ни какой-либо другой. Автор постоянно возвращается во времени назад и начинает пересказывать то же самое, только делая акцент на другом персонаже истории. Нагромождение интересного материала как раз бы должен был упорядочить редактор, но его, скорее всего, просто не было.КартинкиПлюсы: их есть и есть много =0)Минусы: черно-белые. На бумаге туалетного качества так и вовсе маловысокохудожественно выглядит.ИсточникиПлюсы: очень много цитирования, вставок с отрывками из разных источников - мемуаров, худ. лит-ры, писем и т.д. Весьма оживляет повествование.Минусы: отсутствие списка использованной лит-ры. Очень некрасиво со стороны автора и издательства - скомпилировать книгу из чужих трудов и не поименовать в конце источники своего "вдохновения" =0(СодержаниеПлюсы: объективность. Перед автором стояла непростая задача. С одной стороны - нехватка фактического материала: гарем - тема более чем интимная, история его мало документирована самими турками (есть много хозяйственных документов, но почти нет современных гаремам "хроник", мемуаров, рассказов, свидетельств, исследований). С другой стороны - мощный пласт фантазий, домыслов, предрассудков, мифологизация и выворачивание темы гарема наизнанку европейцами. Классическая восточная и европейская культуры - очень далеки друг от друга, о взаимопонимании, мягко говоря, речи не идет. Обе культуры взаимно считают друг друга варварами и извращенцами. И вот на этом острие копья автору удалось сохранить спокойствие =0) Несчастны ли были женщины в четырех стенах гарема, будучи пленницами и рабынями султана, не имея власти над собственным телом и судьбой, полностью отрекшись от себя и своих желаний? Были ли они счастливы, освобожденные от обязанности и ответственности за свою жизнь и судьбу, проводя дни в праздности и роскоши, всегда сытые и ухоженные, окруженные толпой слуг, получая неплохое образование, будучи обеспеченными "в отставке" приданым и уверенными в своем будущем? Как женщины попадали в гаремы, как в них жили, как из них получались исчадия ада и гении добродетели, закулисные - настоящие - правители империи? Что это был за странный мирок - искусственный, с четко ограниченными, сакральными границами, со строгими - беспощадными - законами? Как трансформировалась психика женщин и мужчин под влиянием этих законов, к чему это приводило? Как это вписывалось в национальный менталитет и религию? Что получалось в результате этой любопытнейшей диффузии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, и автор, на свое счастье, и не пытался отвечать на них категорично.Отсутствие ханжества. Автор не обходит стороной проблемы гомосексуализма, который неизбежно должен возникнуть в условиях жестких ограничений контактов между полами, а в гаремах - скученности на ограниченном пространстве.Минусы: недостаточная глубина и проработанность вопроса. Книга - описательного характера, без попытки копнуть глубже - в причины возникновения явлений, без попытки анализа развития явлений. Автор просто описывает как оно все было, но не прослеживает причинно-следственных связей. Научно-популярность вроде бы как означает доступность изложения и разжеванность материала для широких масс, но здесь ограниченный формат и отсутствие должного редактирования (уже упомянутая дерганая структура + нет даже сносок или каких-либо примечаний) привели к тому, что незнакомым с темой (как мне) придется параллельно лазить по словарям и энциклопедиям, чтобы вообще понять, о чем речь.При том, что половину книги составляет историческая справка, ничего почти не сказано собственно о культуре и религии турков, хозяйстве, образе жизни - а ведь гарем, шире - полигамия, изначально это не придумка и жиру взбесившихся мужиков, когда-то это оно было средством выживания, удобной хозяйственной формой, но об истории явления, социологии, антропологии и т.п. и т.д. в маленькой обзорной книжке про гарем места не нашлось, к сожалению.Отдельно стоит упомянуть, что пресловутая Хюррем, упомянутая в названии, пострадала от поверхностности автора и отвратного редактирования больше всех - никаких "до " и "после" в книге не анализируется, т.е. то, чем был гарем до украинской жены султана Сулеймана Великолепного и какую роль играл в политической жизни страны после нее - просто вскользь описывается, причем об одном и том же в разных вариациях упоминается в разных главках, т.е. пытливый и не ленивый читатель может сделать должные выводы, но… Исходя из названия, книга должна была делиться на две части - до и после, с подробным описанием переломного момента в истории гарема и роли в этом прекрасной телом и ужасной характером Хюррем, но т.к. автор и/или издатели/редакторы как-то забыли о названии, то получилось название само по себе, а книга - сама по себе.Итого..Как отправная точка для изучения темы - годится на 4+. Несмотря на отсутствие списка источников кое-какие имена и труды по теме в книге упоминаются, широкий охват тем дает как общее представление о гареме, многоженстве, работорговле, исламе, гомосексуализме, политике, скопчестве и т.п. и т.д., так и об их неразрывной взаимосвязи - что очень ценно.Для дальнейшего изучения наметила себе: Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира А. А. Маслов. Евнухи в Китае


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки