22.06
06:52
Игра с читателем
Я нередко удивляюсь, как некоторые авторы и произведения становятся классическими. Ведь Германа Гессе и его «Игру в бисер», несомненно, причисляют к мировой классике. На протяжении ее прочтения я всерьёз пыталась восторгаться и умиляться, но обдумывая рецензию, все-таки пришла к выводу, что она мне не понравилась. А именно не понравилось все, кроме самой идеи Игры. А теперь поподробнее.1) концепция игры в бисер: сама идея гениальна, она захватывает ум и воображение, вдохновляет искать параллели между разными явлениями и феноменами. Но! Реализация и раскрытие этой идеи представлены очень смазанно и не до конца. Четких правил Игры не найдешь. Быть может, таким ходом автор нам показывает, что Игра недоступна простым обывателям. Но все же если бы он до конца продумал и прописал правила и показал пример шифров к какой-нибудь партии, он увековечил бы себя навсегда. Сколько бы сегодня было у него последователей, пытающихся играть и таким образом стремящихся к образованию в разных сферах жизни. Такая игра могла бы стать популярнее Дозоров и прочих игр, родившихся из книг.2) жизнеописание Иозефа Кнехта. Ну почему, почему же автор предрек своему главному герою такой конец? Чтобы показать, что когда судьба его вела, то все было прекрасно, а как только он решил сойти с предназначенного пути, ему сразу эта судьба дала «от ворот поворот»? Или наоборот, потому что жизнь глаавного героя уже была настолько переполненна, совершенна и завершенна, что в продлжении ее он не нуждается? Мне непонятно… В любом случае, это завершение кажется мне не самым хорошим, вся достойная и рассудительная жизнь Кнехта заканчивается каким-то необдуманным поступком и словно перечеркивает всю гениальность и харизму этого человека. Не удивилась бы, если бы узнала, что Гессе в спешке приходилось завершать роман, поэтому конец получился такой оборванный.В общем, за «классичность» и за идею Игры я ставлю эту книгу в библиотеку на полочку с отметкой 4, но возвращаться к ней в ближайшее время ни малейшего желания у меня нет.